О школе
История
Выпускники
Контакты

Для поступающих
Как поступить?
Текущий набор

Учащимся

Секции

О школе » История

Решение о ее создании Вечерней физико-математической школы при МГТУ им. Н.Э. Баумана было принято в октябре 1962 г. Целью создания ФМШ были: подготовка школьников к учебе и к активной студенческой научной работе в нашем вузе, подготовка студентов к преподавательской деятельности.

За время своего существования ФМШ МГТУ подготовила около 3500 выпускников, практически все они не только поступили, но и успешно окончили наш вуз. Среди окончивших уже немало кандидатов наук, есть доктора наук и заведующие кафедрами.

Школу преподавания в ФМШ прошли более 500 студентов МГТУ, многие из которых работают на кафедрах нашего вуза.

Базой для создания ФМШ послужил активно действовавший в те годы студенческий консультативный отряд МГТУ, который в период летних студенческих каникул силами студентов-добровольцев осуществлял помощь абитуриентам в подготовке к поступлению в МГТУ, поскольку в те годы вступительные экзамены почти во все вузы начинались с 1 августа.

В феврале 1963 г. было завершено создание первых учебных программ и календарных планов. Был образован и первый преподавательский коллектив, в него вошли Т.Бидерман, А.Гольтяпин, С.Духовлинов, Б.Коган, В.Миронов, В.Нейман, Г.Османов, О.Феодосьева, В.Чадов, Н.Щербакова.

Весной 1963 г. занятия начались и проходили в помещении подшефной школы, а с сентября 1963 г. ФМШ была переведена в помещение МГТУ, где функционирует и в настоящее время.

Создание и первые шаги нашей ФМШ находились под непосредственным наблюдением ректората МГТУ и, прежде всего, проректора по учебной работе проф. В.И.Крутова. Его внимание и поддержка во многом способствовали становлению и успешному началу деятельности нашей школы. Такое доброе отношение к ФМШ мы ощущали и со стороны его преемника проф. Е.И.Бобкова, занимавшего до 1986 г. пост проректора по учебной работе.


Тридцатилетие ФМШ, 1993 год

ФМШ создавалась с самого начала как организация общественная, т.е. все функции, в том числе и организационные, выполнялись в ней на общественных началах. Это означает, что за 40 лет своего существования ФМШ не обременяла бюджет МГТУ. Таким образом, не только преподавательские, но и организационные обязанности ложились на тех, кто решил работать в нашей школе. А организационных хлопот всегда было более чем достаточно (разработка учебных материалов, в том числе экзаменационных и зачетных билетов, домашних заданий, текстов контрольных работ, указаний по самостоятельному изучению дополнительных разделов курса и т.п.). Оформление ведомостей вступительных экзаменов, запись на вступительные экзамены или собеседование, оформление зачетных книжек слушателей и их учетных карточек, комплектация учебных групп, организация расписания учебных занятий, учет и контроль за проведением учебных занятий, организация и проведение семестровых и выпускных экзаменов, оформление свидетельств об окончании ФМШ, организация и проведение выпускного вечера и традиционного спортивного состязания команды преподавателей с командой выпускников - все это (как и многое другое ) результат студенческого самодеятельного творчества.

Мы считаем, что подобный подход является важным аспектом в процессе воспитания будущего преподавателя, выработки навыков организации, как собственной работы, так и организации работы его учеников и работы его коллег в коллективе, т.е. решения второй задачи ФМШ.

По традиции все должности в ФМШ занимают студенты: от старшего преподавателя по курсу до заведующего учебной частью и директора.

Начиная с середины 60-х г.г. для обеспечения квалифицированного пополнения кадров преподавателей в ФМШ организуется отделение подготовки преподавателей — "аспирантура ФМШ". Здесь будущие преподаватели нашей школы повышали свою физико-математическую подготовку, поскольку программы ФМШ отличались от программ для поступления в вуз, а многие вопросы не включались в то время и в программы втузов. Кроме того, в программу подготовки входило изучение программ соответствующих курсов ФМШ, методики их изложения. Подготовка включала в себя и самостоятельную работу с литературой, сопровождаемую курсом специальных лекций, разработку методических материалов и их обсуждение на семинаре молодых преподавателей и, наконец, защиту "методического проекта". Для ведения занятий с "аспирантами", для консультаций и руководства их работой мы выделяли самых опытных преподавателей, нередко освобождая их от других нагрузок в ФМШ. Такие затраты, даже с учетом "отсева" из числа преподавателей, мы считали вполне оправданными.

После защиты "методического проекта" "аспиранту" поручалось проведение занятий со школьниками, но на этом его подготовка не заканчивалась. Становление преподавателя происходит в процессе его общения со школьниками на занятиях, консультациях, при проведении контрольных мероприятий, в процессе общения с коллегами, в методической и организационной работе. Здесь под влиянием осознания ответственности за дело, за школьников и воспитывается характер будущего педагога.

Уделялось большое внимание и научному росту преподавателей ФМШ. Мы старались следить за тем, чтобы не позднее 5-го (или 6-го) семестров наши преподаватели принимали участие в научных работах на профилирующих кафедрах, посещали научные семинары. Элементом системы повышения качества преподавания являлась и систематическая переаттестация наших преподавателей. Система подготовки кадров преподавателей со временем претерпела изменения, но мы стараемся сохранить ее основные преимущества.

Контрольная работа в группе B, весна 2002 года
Контрольная работа
в группе B, весна 2002 года

В деятельности нашей школы важным являлось и то, что мы никогда не ставили задачу учить только высокоодаренных детей. Наши программы и требования всегда были рассчитаны на обычных школьников, и мы тем самым стремились показать, что освоить материал нашей ФМШ может практически любой школьник.

Несколько лет тому назад мы в порядке эксперимента набрали группу желающих, получивших на вступительных экзаменах в нашу школу неудовлетворительные оценки. Эту группу из 23 школьников взялись вести мы с моим учеником, тогда студентом 3-го курса И.А.Балякиным. Через 2 года в группе осталось 19 школьников, которые успешно сдали выпускные экзамены в ФМШ, поступили в вуз (18 - в МГТУ, 1 - в МАИ) и успешно закончили вузы.

Сорокалетний опыт нашей работы дает основание говорить о том, что система подготовки школьников в ФМШ позволяет им успешно учиться в вузе. Из более чем 2500 выпускников, поступивших в МГТУ, было отчислено за неуспеваемость только 37 человек, Наши питомцы уже на первых курсах вуза успешно участвуют в научных работах на различных кафедрах МГТУ.

Начиная с 1968 г., в ФМШ активно приступили к проведению открытых для внешних организаций научно-методических конференций. Целью таких конференций было подведение итогов деятельности ФМШ за некоторый период (обычно за учебный год), ознакомление с этими результатами коллектива нашей школы, а также других лиц и организаций как внутри МГТУ, так и вне его.

На такие конференции приглашались практически все действовавшие в других вузах Москвы и Московской области физико-математические, технические, экономические и другие школы, которые вели занятия со школьниками старших классов. Мы считали и считаем, что подобные встречи с коллегами из других школ были полезны в первую очередь нам, нашей ФМШ, как возможность обмена опытом в учебных, методических и организационных вопросах. Мы полагали, что такая форма контактов полезна и нашим гостям. И опыт проведения таких конференций в 1968-1974 г.г. показывает, что эти оценки близки к истине.

Действительно, на наши конференции уже тогда собирались представители большинства школ, активно работавших в то время на общественных началах. Непременными участниками таких конференций были школы МИФИ, МФТИ, МЭИ, МАИ, школа экономического факультета МГУ, МИЭМ, МГПИ и др. Были и междугородние контакты, в частности, со школой Одесского государственного университета.

Успех конференций и укрепление контактов послужили причиной попыток организовать все школы подобного типа на уровне города и области, введя общий руководящий центр. Инициатива исходила от тогдашнего руководства школы МИЭМ и была поддержана в высоких инстанциях городской молодежной организации. Планировалось создание общего методического и организационного руководства уже существующими и вновь создаваемыми школами. Однако это начинание не получило поддержки у ФМШ МГТУ, ФМШ МИФИ и у некоторых других школ и довольно скоро прекратило свое существование. Одной из причин, вероятно, было желание каждой из школ работать, учитывая специфику своего вуза и, в частности, специфику физико-математической подготовки в вуз, а это — немаловажное обстоятельство, часто жизненно важное для существования самой школы в вузе. Особенно это касалось школ в небольших или средних вузах. В этих условиях наличие постороннего центра, обладающего директивными полномочиями, могло помешать становлению и развитию новых школ. Поэтому наша школа не могла поддержать директивный характер предлагаемой организации, а предложила вариант консультативного совета физико-математических школ, целью которого бы являлось:

  • обмен учебными и методическими материалами между заинтересованными школами,
  • обмен опытом организационной работы,
  • проведение совместных мероприятий учебного, методического характера.

Одним из важных мероприятий такого типа являлось издание "Вестника физико-математических школ и рабфаков". Будучи инициатором, наша ФМШ взяла на себя и трудности начального этапа подготовки выпусков. За период 1970-1974 г.г. было выпущено три сборника и подготовлен четвертый. В них были опубликованы методические и организационные материалы ФМШ МГТУ, ФМШ МИФИ и материалы конференций.

С 1975 г. контакты между школами стали ослабевать. Но, вероятно, не следует драматизировать это обстоятельство.

Следующий шаг был сделан в 1981 г., когда мы организовали и провели очередную научно-методическую конференцию нашей ФМШ. На сей раз круг приглашенных был расширен. Кроме школ московских вузов были приглашены школы вузов Европейского региона России, Белоруссии, Прибалтики и Украины.

По традиции на конференции были сделаны доклады по основным направлениям деятельности школ и по методике изложения как дисциплин, так и отдельных разделов. Особое внимание в дискуссиях было уделено докладам ФМШ МГТУ по техническим курсам (курсу основ электроники и курсу технологии). Интерес вызвал и доклад школы Ивановского педагогического института.

Однако этот шаг не получил развития, а последующие события в стране не позволили продолжить работу по расширению и развитию подобных форм сотрудничества. Кроме того, наличие существенных различий в условиях работы, необходимость учета массы субъективных факторов в работе конкретных школ возобладали над тягой к использованию опыта других школ.

Возникновение массы специализированных школ при вузах, лицеев, образование ассоциаций по подготовке в вуз и т.п. привели к исчезновению таких школ в других вузах.


Выпуск 2002 года

Создание по постановлению Правительства в вузах подготовительных отделений с функциями, во многом совпадающими с функциями рабфаков, но имеющими государственный статус, привело, естественно, к снижению роли рабфаков и к их постепенному закрытию.

Закрылись и почти все школы, работавшие на общественных началах. Наша школа еще живет. В ее работе много недостатков, имеющих как внутришкольные, так и внешние причины. Но мы не обсуждаем их на страницах печати, мы стараемся их исправлять. Мы благодарны всем, кто за эти годы оказывал нам посильную помощь своим участием, своими советами и замечаниями. У нашей ФМШ есть планы развития, есть пути их реализации. ФМШ МГТУ вступила в пятое десятилетие своей истории.

В.Б. Чадов,

научный руководитель ФМШ МГТУ


  © 2003, Антон Волнухин, Вечерняя физико-математическая школа при МГТУ им. Н.Э. Баумана